• «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ – ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ»

    В учреждениях культуры района нынешний год проходит под знаком 100-летия образования государственности Адыгеи и Года сохранения нематериального культурного наследия народов России. В рамках этих событий прошел районный фестиваль-конкурс народных обрядов «Возвращение к истокам — путь к возрождению».

    Ранее перед началом значимых сельскохозяйственных работ как пахота, посевная и уборочные кампании, начинались с обряда, дабы год был удачным, урожаи были богатыми. Эти обряды имели сакральный смысл, придавали крестьянам уверенность и силы в борьбе за урожай и благополучие.

    К обряду начала косовицы пшеницы обратились культработники Дукмасовского сельского поселения. Изобилие народных песен, пословиц и поговорок придали обряду не только трудовой, но и праздничный настрой. Передалась атмосфера преклонения перед хлебом, необходимости бережного отношения к каждому зернышку.

    Раньше после уборки урожая в деревнях и хуторах практиковались посиделки. Эта форма социального бытия играла большую роль не только как досуговое мероприятие, но и как обращение к русским народным, обрядовым песням, пословицам, поговоркам. Именно такой настрой был при показе обряда «Посиделки» в Заревском сельском Доме культуры. Убранство русской избы, национальные костюмы, разноцветные рушники придали обряду атмосферу праздничности. В исполнении народного вокального ансамбля «Земляки» Чернышевского СДК, под руководством Коробейникова В. В. прозвучали народные песни, искрометные и озорные частушки. В обряде приняла участие детская группа художественной самодеятельности. Обряд прошел на одном дыхании, заряжая положительными эмоциями и добрым духом.

    Издревле на Руси большое значение придавалось березе. Ее соком лечили болезни, березовым веником изгоняли хвори в русской бане, а ее ветками украшали православный праздник «Троица» и многое другое. Именно поэтому к празднику русской березы обратились культработники Джерокайского сельского поселения.

    В этот день перед зданием Свободненского СДК у частных домовладений были расставлены столы и скамейки для зрителей. На столах сладости, свежеиспеченные ватрушки. Ведущие А. Е. Гуагова — зав. Свободненской сельской библиотекой, Э. Э. Бондаренко – балетмейстер Свободненского СДК и М. Н. Шнахова – зав. Свободненского СДК рассказали о сути «Троицы», роли березы в жизни крестьян. Обряд сопровождался песнями, шутками, загадками. А в конце всех зрителей ждал праздничный стол. Закончился обряд, но еще долго над хутором раздавались песни.

    Японские ученые провели эксперимент, направленный на изучение реакции растительного мира. Они подключили чувствительные датчики записи электромагнитных излучений к дереву и когда поднесли топор, датчики зарегистрировали возмущение биополя дерева. Это в наше время. Но более 1000 лет тому назад адыги знали, что нельзя заходить в лес с обнаженным топором. На уровне эзотерики адыги старались жить в гармонии с природой. Нельзя было просто так обломить ветку на дереве, сорвать травинку. И это утверждение веками было смыслом жизни многих поколений. С эзотерикой связан обряд, проводимый адыгами при солнечном затмении. Этот обряд, потерял свою значимость, потому что люди знают суть этого природного явления. Тем не менее, значение обряда позволяет более глубоко понять менталитет адыгского народа, его отношение к окружающей среде.

    Культработники Хатажукайского сельского поселения очень трепетно отнеслись к показу обряда «Солнечное затмение», где наиболее полно раскрылось язычество — верование в разных богов, сопровождавшие адыгов много веков. Роль предводителя и старейшины замечательно сыграл М. А. Пшизов – зав. Пшизовским СДК.

    Очень ярким по форме и трогательным по содержанию получился обряд народного драматического театра «Фарс» Районного межпоселенческого центра народной культуры (Хакуринохабльское сельское поселение) — обряд примирения родов при кровной вражде «ЛъышIэжь» (реж. Шевацуков Р. И.) Среди адыгских родов бытовала кровная вражда, приносившая много горя и страданий, поэтому обряд примирения имел большое значение и занимал важное место в системе ценностей «адыгагъэ».

    Замечательно сыграли свои роли главы семьи Р. И. Шевацуков, его супруги — С. А. Ашхамафова, А. Пафов, недавно ставший победителем в Межрегиональном конкурсе «Адыгэ шъау2022», старейшина противоборствующего рода — Х. А. Хасанов. Автором сценария выступил директор РМЦНК З. К. Боджоков, сыгравший роль друга старейшины рода.

    Народный театр «Фарс» Районного межпоселенческого центра народной культуры под руководством Шевацукова Р. И. признан победителем районного фестиваля-конкурса. Он удостоен Гран-при и ему предоставляется право участия в республиканском фестивале-конкурсе народных обрядов «Возвращение к истокам — путь к возрождению». Пожелаем им удачи на фестивале.

    Т. ЮСУПОВ, зам.директора ЦКС Шовгеновского района, член Союза журналистов России.