• ОТ АВТОНОМИИ К РЕСПУБЛИКЕ

     

    Наступивший год проходит под знаком столетия образования государственности Адыгеи. Наша газета будет публиковать цикл материалов, посвященных этой знаменательной дате. Открывает рубрику рассказ о том, как проходило формирование системы государственного устройства Адыгеи

    СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

    Дом-музей I съезда Советов Адыгеи находится в самом центре аула Хакуринохабль. Ныне здесь располагаются одноименный музей и редакция газеты «Заря». Построенное в начале прошлого столетия это вековое  здание является своеобразной “летописью” истории  района и Адыгеи.  Глядя на него, можно определить дух времени, мировоззрение и идеалы эпохи.  Старые здания – как страницы книги, листая которые мы знакомимся с прошлым родного края. Часть  здания, которая не претерпела значительных изменений,  все еще сохранила свою аутентичность.  Прочные и толстые стены и перекрытия, высокие потолки – все это говорит о непревзойденном искусстве строителей прошлого века..

    Интересна и история строительства этого здания. В 1910 году в аул Хакуринохабль приехал наказной атаман Кубанской области, генерал-майор Бабич. Перед отъездом в Екатеринодар гость подарил жителям аула материалы для строительства школы или мечети. Однако правящая верхушка решила построить правление аула, чем вызвала недовольство большинства аульчан, предпочитавших  мечеть. Дело дошло до серьезного конфликта.

    В результате столкновения противоборствующих сторон  погибли люди.

    Конфликт, вошедший в историю аула Хакуринохабль как «Мэщыт зау» (7 апреля 1911 года), разрешился в пользу правления аула.

    После февральской революции 1917 года  власть на Кубани оставалась в руках прежних атаманов. В это время наблюдается приток из городов в аулы адыгейской дворянско-княжеской интеллигенции, чтобы организовать помощь кубанской буржуазии. В деле создания Союза казачьих и аульских верхов большая надежда возлагалась на аул Хакуринохабль с его довольно многочисленным мусульманским духовенством, мелкими торговцами и экономически мощной буржуазной верхушкой.

    Для окончательного оформления союза  в здании с 10 по 17 августа 1917 года проходил съезд горцев Кубани и Черноморья. На съезде присутствовали делегаты из разных аулов Туапсинского района, Екатеринодарского, Майкопского, Лабинского, Баталпашинского отделов Кубанской области.

    Делегаты были в основном из горской высшей знати. Председательствовал и руководил съездом Султан Шахим-Гирей. На съезде делегаты ратовали за союз горцев с кубанским казачеством, закрепление земель за собственниками. Тогда же съезд признал необходимой формой государственного правления демократическую республику на территориально-федеративных началах областной автономии.

    А вообще, государственность адыгов имеет достаточно глубокие исторические корни. Первый опыт государственной самоорганизации далекие предки адыгов получили более 2, 5 тыс. лет назад, в 5 веке до нашей эры. Тогда было создано первое рабовладельческое общество под названием синдика. Синдское рабовладельческое государство имело города, чеканило свою монету. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

     КАК ЭТО БЫЛО…

    Вопрос о создании автономного образования адыгейского народа рассматривался в начале ХХ годов, но в  широком же масштабе национально-государственное строительство в Адыгее развернулось после окончания гражданской войны.

    Кубано-Черноморский революционный комитет (временный чрезвычайный орган власти) на своем заседании 6 апреля 1920 г., обсудив заявление представителей мусульман Екатеринодара, решив при подотделе по национальным делам организовать секцию, развернул работу среди горцев-черкесов Майкопского, Екатеринодарского, Баталпашинского отделов и Туапсинского округа, где проживало в основном коренное адыгское население.

    16 июня 1920 г. Кубано-Черноморский ревком созвал съезд горцев Екатеринодарского отдела в ауле Лакшукай, на котором обсуждался вопрос о необходимости создания Горской секции и развертывания советского строительства. Съезд принял решение просить Кубчерревком создать срочно областной съезд горцев Кубани и Черноморья и временно Горскую секцию 21 июня 1920 г. Военный Совет IX Кубанской Армии и Кубано-Черноморский ревком издали приказ об образовании временной Горской секции.

    — Впредь до открытия Кубанского областного горского съезда и организации горской секции, — говорилось в приказе, — создается временная горская секция при отделе управления Кубчерревкома в составе: председателя секции т. Н. Лакоба и членов т.т. М. Гатагогу и И. Цей.

    Временная Горская секция при активном участии большевиков Кубани провела значительную работу по подготовке и созыву I съезда горцев Кубани и Черноморья.

    Этот съезд горцев Кубани и Черноморья состоялся в августе 1920 г., где участвовали 84 делегата. Впервые председатели трудящихся — адыгов Туапсинского, Лабинского, Екатеринодарского, Баталпашинского отделов собрались вместе. На съезде был поставлен вопрос о самостоятельной организационной форме управления. Съезд горцев избрал Горскую секцию, которая была утверждена Кубчерревкомом. По существу это был первый этап в создании национальной государственности.

    Большое значение в создании национальной государственности адыгов имеют II и III съезды горцев. Так, в резолюции II съезда,  принятой в марте 1921 г., указывалось, что по вопросу о горском строительстве, признавая в принципе создание областной Черкесской автономии в будущем целесообразным и находя политику эту неосуществимой в данный момент, признать необходимым организовать Горский исполком для управления населением с подчинением облисполкому по горизонтали, Наркомнацу — по вертикали. Горский исполком по правам приравнивается к губернским исполкомам. В Горский исполком были избраны: Гутякулов Даут, Мишуриев Казбек, Цей Нах, Наврузов Ибрагим, Сиюхов Сефербий, Бжассо Асланбек, Намитоков Кадыр, Шахов Крым-Гирей, Гатагогу Меджид. Кандидатами были избраны Коблев Батлюстен, Намитоков Кадыр, Кандауров, Юсуф Негуч. При Горском исполкоме были образованы отделы управления: земельный, здравоохранения, народного образования, труда и социального обеспечения.

    III съезд горцев, который проходил в декабре 1921 г. в г. Краснодаре,| признал необходимым создать Горский Окружной исполком Кубани и Черноморья со всеми правами и обязанностями отдельского исполкома. И предложил «Горскому исполкому в срочном порядке разработать вопрос о выделении горцев Кубани и Черноморья в автономную область, после чего принять меры к возбуждению соответствующего ходатайства перед центром». Съезд избрал Орскии окружной исполнительный комитет в составе Ш.У. Хакурате К. Мишуриева, М. Гатогогу, И. Наврузова, И. Цамирова, Н. Коблева, С. Заемы,  М. Беданокова, С. Сиюхова, И. Цея, Я. Георгади, К. Шехова, А. Деды, Осипьянца.

    Председателем Горского исполкома был избран Хакурате,  секретарем — Китайский. Рассмотрев итоги работы 3 съезда горцев, Кубано-Черноморский исполнительный комитет принял решение реорганизовать соответствующий Горский исполком в Кубано- Черноморский.  Горский исполком отныне приобретал статус высшего административного органа, объединяющего все аульские исполкомы Екатеринодарского, Темрюкского, Майкопского и Туапсинского отделов на правах отдельского исполнительного комитета.

    Таким образом, с момента установления Советской власти на Кубани государственное строительство в Адыгее проходили различные этапы. Функционировали Горский ревком, Мусульманская секция, Горская секция, Горский исполком, которые являлись переходными этапами к образованию автономии Адыгеи.

    В мае 1922 г. Коллегия Наркомнаца утвердила проект Положения об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области и внесла его на рассмотрение Президиума ВЦИК. Президиум ВЦИК создал правительственную комиссию для окончательного решения вопроса о создании автономии Адыгеи. 27 июля 1922 г. Президиум ВЦИК постановил: «Выделить из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской области территорию, ныне населенную черкесами (адыгейцами) со включением в нее чересполосных населений, хуторов, с юртовыми землями и лесами, и образовать из такой Черкесскую (Адыгейскую) автономную область в составе следующих округов: а) Псекупский округ с центром в а. Тахатамукай; б) Ширванский округ с центром в а. Адамий; в) Фарсский округ с центром в а. Хакуринохабль».

    Этот документ положил начало новой эпохе в истории адыгов, приоткрыл завесу перед возможностью политической свободы, этической независимости и духовного возрождения адыгейского народа.

    Заключительным этапом создания автономии явился учредительный съезд Советов Адыгейской автономной области, состоявшихся в декабре 1922 г. в а. Хакуринохабль, на котором присутствовал 151 делегат, из них 98 адыгейцев и 53 русских. Съезд обсудил важнейшие вопросы хозяйственного и культурного строительства в Адыгее и принял соответствующие решения. Съезд избрал областной исполнительный комитет в составе 37 человек. Председателем облисполкома был избран Ш.У. Хакурате. На этом съезде были избраны делегаты на X Всероссийский съезд Советов, в их числе Ш. Хакурате, С. Сиюхов, А. Бжассо и другие.

    Таким образом, совершился исторический факт, заложивший основы   возрождения древней адыгской земли и самого народа как этноса. Народ получил собственную государственность.

    Республика Адыгея — один из субъектов Российской Федерации, где процесс становления и дальнейшего развития государственности адыгского народа проходил поэтапно, по восходящей линии от автономной области к республике.

    Ему предшествовал выход Адыгеи из состава Краснодарского края, с которым республика сохранила тесные экономические, политические и добрососедские отношения.

    Решение о выходе из состава Краснодарского края и провозглашении АССР  было принято 5 октября 1990 г. на внеочередной сессии Адыгейского областного Совета народных депутатов. Декларация о государственном суверенитете Адыгейской  Советской Социалистической Республики, принятая 28 июня 1991г., определила место и роль Адыгеи в обновляющейся России.

    Становление государственности Адыгеи как республики завершилось принятием Конституции Республики Адыгея 10 марта 1995г.

     

    При подготовке статьи использованы исторические документы и фотоматериалы, хранящиеся в Доме-музее I съезда Советов Адыгеи.